ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Информационное общество 21 века ставит перед школой новые задачи: «не научить» на всю жизнь, а научить учиться всю жизнь. Вместо накопления знаний нынешних учеников ориентируют на развитие способности приобретать знания и формирование умения использовать приобретённые знания на практике.

Проектная, исследовательская деятельность учащихся прописана в федеральных государственных образовательных стандартах, реализация которых закреплена новым Законом «Об образовании РФ», следовательно, каждый ученик должен быть этому обучен. Программы всех школьных предметов ориентированы на этот вид деятельности. Отметка за выполнение итогового индивидуального проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» в классном журнале и личном деле, отдельной строкой отметка за итоговый проект, согласно документам ФГОС ООО, появится в аттестате об основном общем образовании.

Невыполнение учеником индивидуального итогового проекта равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.

Общая информация 

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в  научной сфере.Цель исследовательской деятельности  в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний

Проблемы , характерные для школы: у обучающихся отсутствуют:

•Умение работать с рекомендованной литературой,

•Умение критически осмысливать материал, представленный в книге

•Умение чётко и ясно излагать свои мысли

•Умение структурировать работу

•Умение правильно оформить

Проект это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на создание определённого, уникального продукта. Рассматривается как альтернатива классно – урочной системе. Средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определённых личностных качеств.

Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками (участником) проектной группы Результатом работы над проектом, выходом проекта, является продукт. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и /или представителям общественности, т.е. проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

По количеству участников проекты могут быть индивидуальными, парными, малогруппыми (до 5 человек), групповыми (до 15 человек) и коллективными (класс и более в рамках школы).

Есть плюсы и минусы и тех, и других, поэтому главная задача руководителя оптимизировать работу учащихся. Так, при выполнении парного или группового проекта, каждый участник получает свой индивидуальный блок исследований, который и представляет комиссии во время защиты.

Реферат — это краткое изложение содержания книги, статьи и т. п., а также доклад с таким изложением.
Реферат имеет следующие признаки:
• содержание полностью зависит от содержания реферируемого источника;
• содержит точное изложение основной информации без искажений и субъективных оценок;
• имеет постоянные структуры.

А проектная работа включает в себя сбор, обработку, систематизацию и обобщение информации по выдвинутой проблеме, может представлять собой небольшое научное исследование, демонстрирующее авторское видение проблемы, ее оригинальное, авторское толкование и решение, четкую самостоятельную авторскую позицию и выводы - результат серьезного научного поиска и обобщения.

Она не допускает какие-либо виды плагиата. Использование любых видов информационных источников обязательно сопровождается ссылкой на эти источники, в том числе и Internet-ресурсы.

Проект должен иметь практическую направленность, социальную значимость, возможность применения в той или иной сфере деятельности.

   Учебный проект -учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель и согласованные способы, направленные на достижение общего результата  по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Возможными источниками проблемы могут выступать противоречия:

  • между известным и  неизвестным

  • между знаниями  и умениями

  • между сложностью задачи и наличием способа ее решения

  • между потребностями и возможностями их реализации

  • между житейскими представлениями и научными знаниями

Ситуация может приобрести проблемный характер если:

  • имеются те или иные противоречия, которые необходимо разрешить

  • требуется установить сходства и различия

  • важно установить причинно-следственные связи

  • необходимо обосновать выбор

  • требуется подтверждение закономерностей примерами из собственного опыта и примеров из опыта — теоретическими  закономерностями

  • стоит задача выявления достоинств и недостатков того или иного решения

Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакома и значима для ученика, её решение должно быть важно для учащегося

Действия ученика на этом этапе работы:

  • обсуждает тему

  • определяет свои потребности

  • принимает решение по поводу темы проекта и аргументирует свой выбор

  • ищет противоречия, формулирует проблему

  • формулирует цель проекта

ТИПЫ   ПРОЕКТОВ

  Информационный  (проект,целью которого является сбор,анализ и представление информации по какой-либо актуальной тематике)

 Исследовательский  (проект,направленный на доказательство или опровержение какой-либо гипотезы, исследование какой-либо проблемы)

 Прикладной (практико-ориентированный)  (проект,имеющий на выходе конкретный продукт; проект,направленный на воплощение в жизнь какой-то идеи, конечный продукт может использоваться как самим учеником, так и внешним заказчиком)

 Игровой (ролевой)  (проект, в котором участники принимают на себя определенные роли)

 Творческий  (проект,направленный на создание какого-то творческого продукта,предполагает свободный,нестандартный подход к

оформлению результатов работы)

Социальный (социально-ориентированный)  (проект, который направлен на повышение гражданской активности обучающихся и населения; сбор,анализ и представление информации по актуальной социально-значимой тематике)

 Инженерный (создание планов,чертежей,расчетов,макетов)

 ПРЕДМЕТНЫЕ  ОБЛАСТИ

  1. русский язык и литература

  2. иностранный язык (английский)

  3. второй иностранный язык (немецкий / французский)

  4. математика и информатика

  5. общественно-научные предметы (обществознание,право,история,экономика)

  6. естественно-научные предметы (биология,химия,физика,экология)

  7. искусство (изобразительное искусство,музыка,мировая художественная культура)

  8. технология

  9. физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности

  10. другие направления (психология,  профориентация,социальная направленность)

РЕЗУЛЬТАТ   (ПРОДУКТ)   ПРОЕКТА

Продукт проекта может быть как материальным (отчуждаемый от  проекта), так и нематериальным (представлен в письменном виде)

Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть:

● письменная работа (эссе, рассказ, сказка, стихотворение, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, буклет, словарь, пакет рекомендаций, справочник, заочная экскурсия, аннотация, рецензия, литературный календарь)

● художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изо), представляется в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации, газета, журнал, коллекция, модель, путеводитель

● материальный объект, макет, чертеж, иное конструкторское изделие; веб-сайт, блог, виртуальная экскурсия, видеоролик

● отчетные материалы по социальному проекту (тексты, мультимедийные продукты)

Учебный проект – это 5 « П »:

Проблема

•Проектирование (планирование)

•Поиск информации

•Продукт

•Презентация

Шестое П проекта – это Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы

 

Памятка  для учащихся

© 2016-,

МБОУ "Школа №8 им И.П. Хатунцева"

вк.png

Школа 8 Уфа  
Республика Башкортостан, Уфа, ​ул. Белякова, д. 25/1  

​Тел.: 8(347) 287-11-08  

​sosh8ufa@yandex.ru