О СТРУКТУРЕ И ОРГАНАХ УПРАВЛЕНИЯ

Управление школой осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и Уставом школы на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Система управления образовательным учреждением осуществляется с учетом социально-экономических, материально-технических и внешних условий в рамках существующего законодательства РФ.Школьный коллектив, объединяющий учащихся и работников школы, осуществляет свои задачи в тесном взаимодействии с родителями (законными представителями) и широкой общественностью. Формами самоуправления школы являются: Педагогический совет школы (состоящий из работников образовательного организации), Общее собрание трудового коллектива, ученическое самоуправление. Из числа родителей, учащихся, педагогов, представителей организации и организаций избирается Управляющий совет. К управлению школой привлекаются все участники образовательного процесса:

  • педагоги (общее собрание трудового коллектива, педагогический совет);

  • родители (общее родительское собрание, Управляющий совет);

  • учащиеся (Управляющий совет, совет старшеклассников).

 

В основу положена пятиуровневая структура управления.

Первый уровень структуры – уровень директора (по содержанию – это уровень стратегического управления). Директор школы определяет совместно с Управляющим советом стратегию развития школы, представляет её интересы в государственных и общественных инстанциях. Несет персональную юридическую ответственность за организацию жизнедеятельности школы, создает благоприятные условия для развития профильной школы.

На втором уровне структуры (по содержанию – это тоже уровень стратегического управления) функционируют традиционные субъекты управления: педагогический совет, Управляющий совет, родительский комитет. Высшим коллективным органом управления школой является Управляющий Совет, включающий представителей педагогического коллектива, родителей, общественности и учащихся, который решает вопросы организации внешкольной и внеклассной работы, детского питания, развития материальной базы школы, принимает участие в развитии учебного заведения

 

Управляющий совет решает вопросы:

  1. общественная экспертиза образовательного процесса, условий его организации;

  2. контроль за качеством и безопасностью условий обучения;

  3. распределение и согласование выплат стимулирующего характера;

  4. подготовка и утверждение публичного доклада;5) определение перечня дополнительных платных услуг и другие.

 

Педагогический совет – коллективный орган управления школой, который решает вопросы, связанные с реализацией программы развития, рассматривает проблемы, подготовленные научно-методическим советом, администрацией школы, несет коллективную ответственность за принятые решения.Членами Педагогического Совета являются все учителя и воспитатели школы, включая совместителей. Председателем Педагогического Совета является директор школы. Он назначает своим приказом секретаря Педагогического Совета сроком на один год. 
Педагогический Совет собирается не реже четырех раз в году. Ход педагогических советов и решения оформляются протоколами. Протоколы хранятся в школе постоянно.Главными задачами педагогического совета являются: реализация государственной политики по вопросам образования, направление деятельности педагогического коллектива организации на совершенствование педагогической работы, внедрение в практику достижений педагогической науки и передового педагогического опыта, решение вопросов о приеме, переводе и выпуске учащихся (воспитанников), освоивших государственный стандарт образования.Педагогический совет обсуждает и утверждает планы работы образовательного организации; заслушивает информацию и отчеты педагогических работников организации, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с данным учреждением по вопросам образования и воспитания подрастающего поколения, в том числе о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима образовательного организации, об охране труда и здоровья учащихся и другие вопросы образовательной деятельности организации.К исключительной компетенции Общего собрания трудового коллектива относится:

  1. принятие Устава школы, изменений и дополнений к нему;

  2. обсуждение проектов локальных актов, по вопросам, касающимся интересов работников Школы, предусмотренных трудовым законодательством;

  3. обсуждение информации директора о перспективах развития Школы;

  4. обсуждение и принятие Правил внутреннего трудового распорядка по представлению директора Школы;

  5. принятие Коллективного договора;

  6. рассмотрение кандидатур работников Школы к награждению;

  7. заслушивание отчёта директора Школы о выполнении Коллективного договора;

  8. определение численности и срока полномочий комиссии по трудовым спорам, избрание её членов.

Третий уровень структуры управления (по содержанию – это уровень тактического управления) – уровень заместителей директора. Этот уровень представлен методическим советом, аттестационной комиссией (в соответствии с Положением об аттестации педагогических работников). В силу малочисленности педагогического коллектива функции методического совета на данный момент переданы педагогическому совету. Основные задачи методического совета:

  1. Обсуждение и подготовка рекомендаций по организации методической работы.

  2. Анализ методической оснащенности учебного процесса.

  3. Обсуждение научно-методической документации, разработок, учебных планов, плана работы методического объединения.

  4. Экспертиза материалов, подготовленных для публикаций. 

 

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе осуществляет управление функционированием школы: контролирует выполнение государственных стандартов образования, отслеживает уровень сформированности общеучебных умений и навыков, необходимых для продолжения образования. 

Старший вожатый организует внеурочную воспитательную работу с детьми, работу органов ученического самоуправления. Контролирует состояние воспитательной работы в школе, отслеживает уровень воспитанности учащихся, работает с детьми, требующими особого педагогического внимания, отвечает за связь с внешкольными организациями. 

 

Четвертый уровень организационной структуры управления – уровень учителей, функциональных служб (по содержанию – это уровень оперативного управления), структурных подразделений школы.Методические объединения – структурные подразделения методической службы школы, объединяют учителей одной образовательной области. Руководитель ШМО выбирается из состава членов ШМО и утверждается директором школы. МО ведет методическую работу по предмету, организует внеклассную деятельность учащихся, проводит анализ результатов образовательного процесса. ШМО имеет право выдвигать предложения по улучшению процесса образования, получать методическую помощь научных консультантов, согласует свою деятельность с методическим советом школы и в своей работе подотчетно ему.Творческая группа учителей – временная форма педагогического коллектива, работающего в режиме развития. Создается для решения определенной учебной или воспитательной проблемы, может объединять учителей одного или различных предметов. В группе выбирается руководитель, организующий разработку данной проблемы. По итогам работы готовятся рекомендации по использованию созданного опыта. Подотчетна ПС. Медицинское обслуживание обеспечивается медицинскими работниками (врачом и медицинской сестрой), специально закрепленным органами здравоохранения за школой. Медицинская служба осуществляет постоянное наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием учащихся. Совместно с педагогическим коллективом несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и качества питания учащихся.

 

Пятый уровень организационной структуры – уровень учащихся. По содержанию – это тоже уровень оперативного управления, но из-за особой специфичности субъектов, этот уровень скорее можно назвать уровнем соуправления. Иерархические связи по отношению к субъектам пятого уровня предполагают курирование, помощь, педагогическое руководство как создание условий для превращения ученика в субъект управления. В МБОУ Школа №8 функционирует Совет старшеклассников. Структура школьного управления строится на 2-х уровнях: на первом - базисном - ученическое самоуправление в классном коллективе, на втором - общешкольное самоуправление в коллективе школы.В школе действует общешкольный родительские комитет. Он содействует объединению усилий семьи и школы в деле обучения и воспитания детей. Оказывают помощь в определении и защите социально не защищенных учащихся. 
          Избранные представители классных родительских комитетов составляют общешкольный родительский комитет, который избирает председателя комитета, секретаря.Родительский комитет школы:

  1. обсуждает кандидатуры и утверждает списки учащихся, которым необходимо оказать материальную помощь в любой форме; 

  2. принимает решение по вопросу охраны Организации и другим вопросам жизни Организации, которые не оговорены и не регламентированы Уставом Организации,

  3. организует дежурство родительского патруля во время проведения Выпускных вечеров и других мероприятий,

  4. оказывает содействие во внеурочной деятельности школы,

  5. проводит мероприятия воспитательного  характера с родителями (законными представителями) учащихся школы.

 

Оценка эффективности спроектированной структуры управления основывается на результаты промежуточной аттестации учащихся, изучение воспитанности, а также по результатам, достигнутым обучающимися на олимпиадах, конференциях, конкурсах, соревнованиях, фестивалях и т.п. В основе принятия управленческих решений лежат результаты ВШК, в системе которого выделяются два направления: 
Учебно-воспитательный процесс:

  • контроль за выполнением программы всеобуча;

  • контроль за состоянием преподавания учебных дисциплин, выполнением учебных программ и достижения государственного стандарта образования;

  • контроль за реализацией права учащихся на получение образования;

  • контроль качества знаний, умений и навыков учащихся;

  • контроль за внеклассной работой;

  • контроль за обеспечением условий сохранения и развития здоровья учащихся в образовательном процессе. 

Педагогические кадры:

  • контроль за выполнением решений и нормативных документов вышестоящих органов;

  • контроль за работой методических объединений;

  • контроль за выполнением решений педагогических и методических объединений;

  • контроль за самообразованием учителей;

  • контроль за состоянием методической работы;

  • контроль за повышением квалификации учителей. 

 

Школа уже несколько лет работает в режиме развития, поэтому организационная структура управления школой строится по линейно-функциональному типу с элементами матричной. При линейно-функциональной структуре управления связи и отношения субъектов характеризуются одновременно и субординацией и координацией. Наличие элементов матричной структуры отражает субъекты управления, которые создаются временно для решения той или иной инновационной задачи и распускаются после ее решения. Элементы матричной структуры вводятся в сложившуюся линейно-функциональную структуру на какой-то срок и, как правило, не изменяют число уровней в вертикальной иерархии. Исходя из анализа схемы управления школой, можно выделить три уровня внутришкольного управления: администрация, учителя, учащиеся. На каждом из них по горизонтали разворачивается своя структура органов, объединений, групп, комиссий, советов, комитетов, творческих групп, секций, клубов и т.п., которые взаимосвязаны с субъектами каждого уровня и между собой. 

Уровень администрации - уровень директора и его заместителей
Здесь происходят самые существенные изменения организационной структуры в школе. Наряду с традиционными субъектами: общешкольная конференция, совет школы, педагогический совет, совет родителей, совет учеников, формируется новый общественный полюс управления в лице совета по стратегии развития школы. В структуре администрации школы появляются новые фигуры – педагог - психолог, социальный работник, что обусловлено изменением контингента учащихся в последние три года.На рассматриваемом уровне предполагается создание новых организационных структур: временных творческих лабораторий и научно-исследовательских групп и коллективов,  проблемных семинаров, школы учителя-экспериментатора и др. Особое место в организационно-педагогической деятельности директора занимают так называемые совещания при директоре, которые могут иметь форму планерки, оперативного совещания, административного совета или расширенного совещания с приглашением руководителей общественных организаций и отдельных членов школьного коллектива. Совещания при директоре позволяют осуществлять систематический сбор оперативной и тематической информации о состоянии учебно-воспитательного процесса в школе и его результатах, об уровне и качестве управления им и на основе ее оперативного анализа вырабатывать и своевременно принимать меры по повышению результативности работы педколлектива и управленческого аппарата. Протоколы совещания при директоре хранятся в течение 3 лет.Воспитательные задачи учителя, обеспечивающие эффективное управление образовательным процессом, является знание ученика, его способностей, интересов, психологических и физиологических особенностей. 

Структура и управление школа 8 Уфа

© 2016-,

«МБОУ Школа№8 города Уфа»

Школа 8 Уфа  
Республика Башкортостан, Уфа, ​ул. Белякова, д. 25/1  

​Тел.: 8(347) 287-11-08  

​sosh8ufa@yandex.ru